Сплав по Чарышу

Описание реки Чарыш
Карта масштаба 1:100 000
М 1:100 000

Рафтинг рафтингу рознь. Спортсменам и любителям адреналина нужна река, чтобы не заскучать.
Такая, где передышек между порогами хватает лишь впечатлениями обменяться, а сами препятствия
делаются всё эффектней и заковыристей раз за разом. Правда, на горных реках последовательность
обычно обратная: экстрим в верховьях, а ниже — спокойней и проще. Поэтому тонус поддерживает
лишь эскалация сложности маршрутов — всё круче и круче, пока не придёт момент по-настоящему
испугаться.
Но бывают иные потребности.
Например, в походах с детьми, где стоит исключить любой предположительный риск.
Пусть вода впечатляет, пусть дух захватывает, но в случае неудачного манёвра последствия
должны быть минимизированы. Страховка страховкой, но от характера воды слишком многое зависит.
Или, к примеру, сплав с семьями и далёкими от спорта друзьями. Чтобы безопасно и в то же время
нескучно. Течение пусть будет быстрым, пейзажи красивыми и разнообразными, но водный рельеф —
комфортным и предсказуемым.
Таков Чарыш — протяжённая, быстрая, красивая река с небольшим количеством населённых пунктов,
длительными безлюдными участками, незатронутой человеком природой и многими
достопримечательностями по берегам.
Берёт начало в Республике Алтай, недалеко от Усть-Кана, но течёт в основном по территории
Алтайского края. Уже в Усть-Кане Чарыш выглядит годным для сплава, но начинать раньше устья
Кумира не советуем — может случиться трагедия, потому что река на первом сорокакилометровом
участке всё время разбивается на протоки, полные расчёсок и завалов. Зато начать сплавляться
можно по левому притоку Кумира, заехав от его устья на несколько километров вверх, до первого
порога. Сам Кумир с верховьев относится к четвёртой категории сложности, причём несколько его
мощных порогов характерны скорей для «пятёрки».
Неплохая грейдерная дорога из Усть-Кана идёт вдоль левого берега Чарыша и заканчивается в селе
Коргон. До следующего населённого пункта — Сентелека, относящегося уже к Чарышскому району
Алтайского края, — теоретически можно добраться отсюда лишь горами в объезд, на вездеходе.









































Порогов на Чарыше нет, хотя встречаются несильные навалы на скалы и локальные шиверы с
пологими валами. Опасность для неуправляемого судна могут представлять разве что поваленные
деревья у берегов и в узких протоках. Однако характер реки меняется в зависимости от уровня воды.
В паводок угрожают острова, мосты, прибрежные препятствия. В малую же воду приходится
маневрировать на мелких перекатах.
На двадцати пяти километрах между устьем Кумира и селом Усть-Кан левый берег обжит местными
жителями и автотуристами, на правом тоже встречаются рыбаки и покосы. Сравнительно дикая
природа начинается в нескольких километрах ниже Коргона, причём этот живописный участок
продолжается меньше десяти километров, до устья Большой Татарки, ниже которого дорога на левом
берегу появляется снова. Особенно хорош долгий глубокий плёс в нескольких километрах ниже
Коргона, за островом и левым поворотом реки. На удобной террасе левого берега часто делают
днёвки туристы, в 2003 году здесь ловил рыбу президент Путин.
































































Дорога, начинающаяся между Большой и Малой Татарками, уходит к селу Сентелек перед устьем
одноимённого левого притока. Здесь начинается сплав, если вы приехали через райцентр
Чарышское. В принципе, участок от устья Сентелека до райцентра — самый, пожалуй, интересный
для неторопливого автономного сплава. Подъезды к реке редки, зато хороших стоянок множество.
Эти 30 км при необходимости преодолеваются за считанные часы, но стоит растянуть их и на
несколько дней. В Чарышском можно закончить путешествие, хотя некоторые начинают сплав только
отсюда. Такой вариант особенно удобен тем, кто пользуется общественным транспортом. Автобусы
между Барнаулом и Чарышским ходят трижды в день, и столь же просто уехать назад из стоящего
ниже по реке Краснощёково. Между двумя райцентрами Чарыш выглядит уже иначе: горы
превращаются в холмы, да и леса почти нет. Однако и люди здесь попадаются редко, и деревень
раз-два и обчёлся. Зато участок между правобережным селом Усть-Пустынка и устьем левого
притока Ини напичкан достопримечательностями: скалами, пещерами, источниками,
археологическими памятниками, старинными рудниками.
Перед устьем Ини (чуть ниже, ближе к устью, на левом берегу есть турбаза) Чарыш пересекает
подвесной мост — это дорога в Чинету и Тигирек. Если договориться с транспортом, вас могут
забрать отсюда.До Краснощёково от Ини плыть ещё 4-8 часов, смотря по какой воде. Когда река
начинает дробиться островами на протоки, проще держаться коренного левого берега. От бетонного
моста до финиша остаётся три с небольшим километра, однако важно не пропустить ведущую налево,
к селу, протоку. Ориентиром может служить мощное улово под скалами правого берега. Сразу за ним
влево отходит протока, которая сначала обогнёт Краснощёковский парк с беседками, а потом завернёт
налево, к домам. У первых заборов и нужно чалиться — до автовокзала отсюда метров двести.


М 1:200 000